ООО ''Мастерская Музыкальных Инструментов «Клавир»'' «Каждый клавирист должен хорошим умением игры обладать как на клавире, 
так и на клавикорде, дабы на обоих играть попеременно...» 

К.Ф.Э.Бах "Опыт описания верной игры на клавире", 1753 
» Клавикорд
» Модели и цены
» Go to English site




Мастерская Музыкальных Инструментов
«Клавир»

  +7 903 574 1901               belovorgel@rambler.ru

Эл.почта: belovorgel@rambler.ru

     КЛАВИКОРД:

Клавикорд. История.     B 1210 году у Жиро де Калансон проскальзывает термин "кларихорд", очевидно, произошедший от соединения двух латинских слов clarus (ясный, светлый) и chorda (струна). Это означает, что речь идет об инструменте с ясным, светлым звуком. Вскоре появляется второе, более точно характеризующее новый музыкальный инструмент название - клавикорд (позднелат. clavichordium), в основу которого положено латинское слово clavis (ключ) или же clavus (гвоздь). Это название дает двоякое толкование струнного инструмента с ключами (которые мы теперь называем клавишами) или гвоздями.
     Когда нажимали на клавишу клавикорда, гвоздь, жестко закрепленный на ее конце, касался струны. Впоследствии гвозди заменили на латунные стерженьки - тангенты. Струны клавикорда располагались параллельно линии клавиатуры. От их числа зависела ширина инструмента. Все струны настраивались одинаково, т.е. звучали в унисон. Различие в высоте звучания достигалось тем, что тангент касался струны в ее определенной точке, которая отделяла левую часть струны, обтянутую материей, заглушенную, от правой - звучащей.
     Считается, что начало своего развития клавикорд получил в Италии в конце 13 столетия. Его предшественником считается монохорд, использовавшийся средневековыми музыкальными теоретиками для расчетов в области акустики. Это был однострунный инструмент без клавиш, на котором звуки различной высоты извлекались при помощи подвижной подставки. Позднее он был усовершенствован в геликон, инструмент в котором соединялись несколько струн одинаковой длины с подвижными подставками. Посредством присоединения к многострунному монохорду клавиш и применения струн одинаковой длины образовался клавикорд. Звуковой объем клавикордов колебался от 20 звуков нотной системы Гвидо д'Ареццо (2/5 октавы) до 3 октав, а в 1511 году базельский музыкальный теоретик и органограф Себастьян Вирдунг описывает клавикорды с 38 клавишами, объемом в 3/5 октавы (от Фа большой до До третьей октавы).
     В связи с развитием и усложнением создаваемой композиторами клавирной музыки диапазон клавиатуры инструмента стали увеличивать, что привело к увеличению числа струн. Возросла и его ширина. Тогда мастера нашли хитроумный выход: они помещали струн меньше, чем клавиш, но при этом два и более тангента ударяли по одной струне. В таких клавикордах нельзя было одновременно пользоваться клавишами, тангенты которых приходились на одну струну.
     К началу XV века клавикорды получают широкое распространение у народных музыкантов, а также в домашнем быту. В те времена инструмент был еще очень простым по устройству и портативным: его можно было легко переносить с места на место, при игре он становился на любой стол, или даже просто на колени играющего. Сохранившийся рисунок из Веймарской "Книги чудес" (1440) дает представление о ыорме и размерах клавикорда того времени. Появившийся в то время клавикорд стал серьезным соперником лютни в домашней обстановке, а тем более органа.

Клавикорд. История.     Музыка XIV-XV веков, будучи еще относительно несложной в мелодическом и гармоническом отношениях, мирилась с ограничениями, присущими тогдашнему уровню изготовления клавикордов. Инструменты были сравнительно простыми по устройству, а немногочисленные струны настраивать было довольно легко. Кроме того, значительное преобладание числа клавиш и тангентов, по сравнению с количеством струн, создавало большие трудности при распределении задних концов клавиш. Последние приходилось разнообразно искривлять, чтобы подводить по несколько тангентов к струне.
     Однако подобная конструкция не мешала современникам восторгаться звуком клавикорда: "нежно-жалобный", "сладкозвучный", "нежно утешающий", "серебристый по звуку", тем более, что "связанные" ноты являлись, как правило, вводными тонами.
     В противоположность мощному, сложному и громоздкому органу, и несколько шумному, с острым характером звука, клавесину, клавикорд являлся домашним, камерным инструментом, предназначенным для выражения мягких, интимных настроений и переживаний. При этом, для клавикорда было написано большое количество "живой", быстрой и достаточно громкой музыки, поскольку он имел большой динамический диапазон от нежнейшего PP до активного F. Несмотря на это, определяющими чертами звучания клавикорда оставались меланхолия, мягкость, изящная нежность - за эти качества его особенно любили представители сентиментального стиля. Вероятно, для наслаждения "плавающих в слезах размягченных душ" наиболее пригодным был нежный звук клавикорда.
     Конечно, "утешал в страданиях" клавикорд, в основном, только аристократов и богатых людей. Ведь он был предметом роскоши, украшением гостиных и салонов. Очень часто клавикорды, как это было принято для музыкальных инструментов того времени, украшались живописью, орнаментацией, позолотой, инкрустацией, драгоценными породами дерева, резьбой, перламутром, черепахой и даже драгоценными камнями. В конце XVII века во Франции накладки бекарных клавиш (те, что в современных роялях делаются белыми) стали изготавливать из черного дерева, а диезные обкладывали слоновой костью. Говорят, это делалось для того, чтобы на темном фоне лучше выделялись изящные белые руки знатных дам-клавикордисток. Однако, в XVIII веке расположение цветов на клавиатуре изменилось. Оно стало таким, как у современных пианино и роялей.

Клавикорд. История.     С развитием музыки и техники игры изменялась и конструкция клавикорда. От первоначальной натяжки приблизительно одинаковых по длине струн постепенно перешли к более удобной натяжке по диагонали корпуса инструмента струн различной длины: более длинных - для низких нот, менее длинных - в высокой тесситуре. Это давало возможность более удобно расположить задние концы клавиш и тангенты, а также выровнять натяжение струн по всему диапазону. Часто для усиления слабого звука натягивали по несколько струн напротив одной клавиши и увеличивали площадь деки. Клавикорды изготавливались самой разнообразной формы и величины; наряду с инструментами относительно большой звучности, предназначенными для игры в довольно больших помещениях, с длиной корпуса до двух метров, строились и совсем маленькие "октавные" клавикорды, настраивавшихся на октаву выше обычных, то есть в 4-футовые, в форме библии или небольших шкатулочек. Некоторые мастера изготовляли так называемые педальные клавикорды, служившие для домашнего упражнения органистов. Форма их большей частью была прямоугольная, иногда трапецевидная или треугольная. Со временем у клавикорда стали делать несколько клавиатур - мануалов. Они помещались одна над другой в виде лесенки.
     Особо благоприятные условия для развития игры на клавикорде в Англии сложились в эпоху царствования королевы Елизаветы (1533-1603), а в Германии своего апогея строительство этих инструментов достигло в XVIII веке, когда пришли к системе "свободных клавикордов" (bundfreie Кlavichorden), где на каждую струну приходилась только одна клавиша с тангентом. Таким образом, число различно настроенных струн и число клавиш в таких клавикордах сравнялось, и музыканты получили возможность играть на них любые самые сложные и разнообразные сочетания звуков, как на современных клавишных музыкальных инструментах.
     Будучи очень тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать crescendo и diminuendo. В течение трех веков он не имел себе равных по выразительности звука. В частности, он обладал следующим замечательным свойством. Благодаря простейшему устройству клавишно-тангетного механизма, исполнитель, не отнимая пальца от нажатой клавиши, мог через тангент непосредственно действовать на струну, как в момент более или менее сильного удара, так и в последующие за ним мгновения. Слегка покачивая, вибрируя пальцем, и заставляя дрожать нажатую струну, исполнитель тем самым раскачивал тангент, а вместе с ним и струну. При этом в звуке появлялось нежное, мягкое дрожание и трепетание звука - вибрато, придававшее ему своеобразный, оживленный и одухотворенный характер. Этот прием игры назывался по-немецки "Bebung" (дрожание, трепетание). На фортепиано это невозможно, а на клавикорде такой эффект достигается без труда.
     Из старинных мастеров, строивших клавикорды, наиболее известны Доменико из Пизары (первая половина XVI века), в XVIII веке - Даниель Т.Фабер из Крайльгейма, Х.Г.Хуберт, И.Х.Зильберман, К.Г.Хофман, И.П.Кремер и его сыновья (Геттинген, 1743-1819) и К.Лемме (Брауншвейг, 1747-1808).

Клавикорд. История.     Самым выдающимся клавикордистом был один из сыновей великого И.С. Баха - Филипп Эммануэль. Именно он изобрел прием колебания и покачивания звука (Bebung), и один из первых стал применять на клавикорде фермато, мордент, двойной триллер и другие украшения. Свои мысли Ф.Э.Бах изложил в большом трактате "Опыт правильного способа игры на клавире" (1753-1762). Кроме того, эта книга явилась окончательной апологией "техники большого пальца", положенной в основу современной фортепианной игры.
     Клавикорд очень любили Моцарт, Гайдн и даже Бетховен, при жизни которого клавикорд был еще в употреблении. Последний отзывался о нем как о единственном клавишном инструменте, звуки которого имеют силу выразительности, а в 1806г. Хр.Шубарт вторит ему: "Клавикорд - это инструмент одиночества, меланхолии, нежности, которые не передаются словами... Тот кто не любит шум, порывы, волненья, чье сердце стремиться к нежному проявлению чувств, отвернется от клавесинов и фортепиано и отдаст предпочтение клавикорду".
     В России клавикорд появляется во времена царствования Ивана Грозного и становиться неотъемлемой частью музыкальных утех дворян. Особой любовью пользуется в царствование Петра Первого и Екатерины Второй в среде дворянства и высшего сословия за свои удивительные качества. Тихий, но необыкновенно красивый звук помогал найти утешение в печали придворным фрейлин, или приносил утонченную радость князьям-эстетам. Но... идеи французской буржуазной революции способствовали становлению и развитию другого, более громкого и богатого на выразительные ресурсы, но, однако, менее чуткого инструмента - фортепиано. 1820 считается годом, когда был изготовлен последний клавикорд. С этого момента упоминания о нем на некоторое время исчезают.
     Во второй половине XIX века появляется тяготение к реставрации этого инструмента, вызванное потребностью достижения исторически верного воспроизведения старинной клавирной музыки.
Клавикорд. История.     Но только XX век становится веком подлинного возрождения этого уникального инструмента в Европе, которую захлестнула волна "аутентизма". Ее лозунгом стало - "Играйте музыку на тех инструментах, для которых она писалась". Однако эта идеология еще очень медленно, но верно, проникает в Россию. Сегодня практически в каждой европейской стране существует по несколько фирм или мастеров, строящих клавикорды. Особенно широко поставлено их производство в Англии.
     Действительно, только конструктивно тождественный историческому прототипу клавикорд поможет воспроизвести образцы камерного звучания старинных клавирных произведений, раскрыть их художественные достоинства. И сделает в большей степени, чем это возможно на современном фортепиано.


© ООО ''Мастерская Музыкальных Инструментов «Клавир»'' 
+7 903 574 1901   |   belovorgel@rambler.ru